Из воспоминаний о студенческих годах в Каргопольском педагогическом училище (1973 – 1977 г.г)
4 «в» курс, классный руководитель Антипина Нина Васильевна

Для меня и моих однокурсниц студенческая пора пришлась на середину и конец 70-х годов. Это были годы учёбы в Каргопольском педагогическом училище. Студенческие годы – удивительная пора! Они промелькнули, как мгновение, и оставили за собой яркий след воспоминаний. Вот бы снова хоть на денёк вернуться туда… жаль, что у прошлого нет ключей и со временем нельзя договориться. Зато у педучилища есть замечательная традиция: каждую весну проводить встречу для своих выпускников. Жалко, что по разным причинам и обстоятельствам нам не удаётся собраться всем вместе. Но спустя годы мы поддерживаем связь друг с другом, с любовью вспоминая родное училище, дорогих наших педагогов, свой курс и студенческую дружбу – надёжную, настоящую, бескорыстную.
С любовью вспоминаем и город нашей юности Каргополь. Он - хранитель старины Русского Севера пленил величием соборов, притягивал атмосферой уюта, завораживал красотой вечерних огней. История и традиции города связаны со знаменитой глиняной игрушкой, сказочный мир которой богат, содержателен и неповторим. Такой же была и студенческая атмосфера, в которой мы жили и учились. От понимания того, что студенческие годы не повторятся, невольно на сердце появляется щемящая грусть, но светлые воспоминания о тех днях греют душу и заставляют с любовью сказать:«Как здорово, что они были в нашей жизни!»


Нам повезло: у нас были прекрасные педагоги.


Свои знания, опыт и профессиональное мастерство нам дарили педагоги: Н. А. Мартюшов (учитель физики и астрономии, директор педучилища), Н. В. Антипина (классный руководитель, учитель и методист русского языка и литературы), Г. Ф. Шевелёва (учитель выразительного чтения), В.Д. Шевелёв (трудового обучения), С. С. Рягузов (истории, пения и методики пения), Н. С. Антуфьева (методист изо), В. А. Попутникова (учитель психологии), М.А. Дружинина (методист математики), М.С. Малыгина (учитель музыки), ), Г. Н. Суворова (математики и теоретических основ математики - ТОНКМ), Л.Н. Баракина (ТОНКМ), Г. А. Кулишов (учитель рисования, руководитель изостудии), Т. Н. Кулишова (немецкого языка, 1 год), Е.Ф. Панаева (немецкого языка, 1 год) А.Р. Белопильский (физкультуры, 2 – 3 курсы), Т. Б. Шевницына (истории), П. Н. Шадрин (обществоведения), В. Н. Михеев (физкультуры и её методики, 4 курс), Н. Н. Проничева (биологии, природоведения, руководитель фенологического кружка), Л. В. Упругова (истории, 1 год), Р. Я. Коломай (пения и его методики, руководитель хора), К. И. Родькина (химии), Р. Л. Шмакова (биологии, основ СХ), Р. А. Максимчук (педагогики, руководитель кукольного театра и пионерской работы), Г. П. Трудов (географии), М.А. Трудова (природоведения), Б. П. Овчинникова (методики чистописания), Г. А. Владыкина (методики чистописания), З.Д. Турандина (трудового обучения, 1 год) , В.И. Тормосов (физики и технических средств обучения, 1 курс), В.В. Панфилов (физкультуры, 1 курс, военное дело, вёл спортивные секции).


«Всё начинается с любви…»

Как точно сказано поэтом: «Всё начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребёнка…» От любви доброй, мудрой, требовательной начинался наш путь в свою профессию. Эту любовь нам дарили наши педагоги. Каждый из них был мастером своего дела, тонким психологом, талантливым учителем, неравнодушным наставником, уникальной разносторонней личностью. Среди них немало удостоенных звания «Заслуженный учитель РФ» и «Отличник народного просвещения». Помимо учебных занятий педагоги вели большую внеклассную работу. Передавая свои знания и опыт, они создавали все необходимые условия для развития наших творческих навыков и профессиональных способностей. Бесконечной цепочкой тянулся перечень различных мероприятий. Под руководством наставников мы готовили конспекты и пособия для проведения занятий и развлекательных мероприятий с детьми, проводили уроки, тематические беседы, участвовали в субботниках по благоустройству зимних площадок для дошколят, ставили кукольные спектакли для детей. 

Для нас проводились пионерские инструктажи, кружки, студии, секции, культпоходы, экскурсии, турслёты. Мы посещали уроки танца, развивали певческие навыки в академическом хоре, учились дирижировать, были участниками литературных конкурсов, художественных выставок, музыкальных отчётов, пионерской работы.

Спасибо, дорогие педагоги,
За ваш лучистый, добрый свет,
За мудрую любовь и строгость,
За ваше «да» и ваше «нет».
Добрый учитель и мудрый наставник

Яркими и содержательными были уроки русского языка и литературы, проводимые Ниной Васильевной Антипиной. Для нас, для «вешек», она была классной «мамой» справедливой, отзывчивой, умеющей достичь той грани понимания, при которой мы видели в ней не только учителя, но и друга, к которому проникались чувством уважения. Неравнодушный наставник и педагог она много времени уделяла нам: проводила литературные вечера, культпоходы в кинотеатр, экскурсии в природу, участвовала в субботниках, вместе с нами ехала с шефской помощью совхозу. Всей душой, болея за каждого, она помогала и подсказывала нам, чтобы не растеряться на жизненных дорогах. Нина Васильевна учила нас разбираться во взаимоотношениях между людьми, правильно строить отношения с детьми. Красной нитью через сердце прошли её классные и внеклассные уроки. Немало было творческих литературных встреч, на которых мы дискутировали, анализировали, размышляли на самые разные темы. Она, умея выслушать позицию каждого из нас, и, сделав акцент на главном, направляла беседу в нужное русло. Обсуждая художественный фильм «Мачеха», мы беседовали о силе материнской любви, о хрупком внутреннем мире ребёнка, об ответственности взрослых за его судьбу. Мотивом дискуссии на тему любви и верности, долга и чести стал художественный фильм «Романс о влюблённых». Раскрывая тему повести А. Алексина «Безумная Евдокия», мы учились разбираться в сложном мире взаимоотношений взрослых и детей. Через сердце прошло бессмертное произведение о войне В. Быкова «Обелиск». Вникая в нравственные истоки героического подвига сельского учителя, мы восхищались его мужеством и стойкостью духа. Дела и поступки главного героя повести, его монолог о смысле жизни остались незабываемы.

Запомнился и поэтический конкурс на лучшее чтение стихов Есенина. Стихи, которые звучали на вечере, оставили яркий след в памяти. Они были о бескрайней России, красоте природы, человеческом счастье. Я читала стихотворение о любви «Слышишь – мчатся сани».
Незабываемой стала встреча, посвящённая творчеству и трагической судьбе певицы Анны Герман. Слушая записи песен в её исполнении, невозможно было не влюбиться в проникновенно красивый, неземной голос певицы. Эта любовь живёт в сердце до сих пор.
День за днём открывались для нас экзотические окрестности Каргополя вместе с раскинувшимися онежскими далями. Мы ходили на экскурсии в природу и любовались красотой пейзажей. Однажды, шагая по утреннему насту и, погружаясь в атмосферу весеннего настроения, мы вдохновенно цитировали пушкинские строки: «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…». Как они были созвучны с состоянием души! Запомнились своеобразные прогулки и в осенний, и зимний лес. Впечатляющей была летняя прогулка на катере к живописному озеру Лача.
Каждую весну и осень за городом проходило культовое мероприятие педучилища - турслёт. В нём участвовали студенты всех курсов вместе с преподавателями. Километры и время для нас летели незаметно. С песнями и шутками шли полем, лугом, лесом, склонами холмов, мимо небольших голубоглазых озерков. Дух и волю к победе поднимали различные испытания: ориентировка на местности, преодоление полосы препятствий, участие в конкурсах. Помнится, как ориентируясь по заданному плану, мы случайно натолкнулись на удивительно красивый островок весенних ландышей. Впечатлений от происходящего было море.
С шефской помощью совхозу мы ездили в деревни Архангело, Кладово, Лядины, Печниково: убирали картошку и лён на полях, проводили концерты для сельских жителей. И что бы мы ни делали, рядом неустанно была наша классная» мама» - добрый друг, наставник, педагог.

Мы открывали удивительный мир природы!

Познавательными и увлекательными были уроки биологии у Нины Николаевны Проничевой. Её фенологический кружок был одним из любимейших. Ведя наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных, мы открывали удивительный мир природы. За годы учёбы нам удалось проделать большую работу по сбору фенологической информации. Труды были не напрасны: мы узнали много интересного о природе, сумели полюбить её, а на выпускном вечере вместе с дипломами получили удостоверения на ведение натуралистической и природоохранительной работы с детьми в школе.


Радость новых открытий

Запомнились уроки природоведения, проводимые Риммой Леонидовной Шмаковой и Маргаритой Александровной Трудовой. Они - знатоки своего дела. Каждый их урок был поиском удивительных открытий.

На первом курсе Римма Леонидовна вела основы сельского хозяйства. Особенно запомнились её рассказы о комнатных растениях, которых в кабинете биологии находилось огромное количество. Каждый рассказ о цветах был похож на маленькое путешествие по их родным местам. Римма Леонидовна своим примером и отношением к делу прививала нам такие качества, как трудолюбие, ответственность и настойчивость. На её уроках мы учились ухаживать за домашним садом с учётом необходимых условий для жизни и роста каждого растения. Усваивали правила размещения зелёных друзей по отношению к свету, теплу и друг другу. Устраивали растениям банные дни, боролись с их простудой, знакомились с правилами поливки и подкормки, занимались пересадкой и обрезкой. Цветы откликались на заботу своим ростом и цветением. Это нас радовало.


Их уроки формировали наше мировоззрение

Содержательными и плодотворными были уроки истории. Их преподавали Татьяна Борисовна Шевницына (временно), Сергей Сергеевич Рягузов, Людмила Васильевна Упругова (1 год). Перед нами ставились вопросы и задачи, заставляющие думать и рассуждать. Активность и самостоятельность суждений каждого студента поощрялись. На уроках истории педагоги старались прививать нам чувства уважения к национальному достоинству и культуре, формировали наше мировоззрение.
С интересом мы постигали обществоведение. Его вёл Павел Николаевич Шадрин. Внимательно слушая неторопливую, доходчивую речь учителя, мы успевали законспектировать её. В ходе своего рассказа Павел Николаевич делал логические паузы, выделял голосом главные мысли, ставил вопросы, использовал цитаты для осмысления материала. Запомнились уроки о законах диалектики по Гегелю и Гераклиту и особенно изречение великого философа: «Всё течёт подобно реке. Нельзя дважды ступить в одну и ту же реку»

Она хотела видеть нас успешными

Клавдия Ивановна Родькина вела уроки химии. Строгая, требовательная и справедливая она любила нас и всегда очень переживала, если у кого-то что-то не получалось. Она хотела видеть нас успешными и потому не жалела личного времени для проведения дополнительных занятий. Мы прониклись взаимной любовью к учителю химии, но при всём нашем старании не всегда могли порадовать её своими успехами.


Объективность – это факт

Геннадий Петрович Трудов - учитель географии. Доброжелательный, приветливый, располагающий к себе, он всегда был объективен и справедлив в оценках. Объективность – это факт, с которым не поспоришь. Понимая это, мы ценили его требовательность.


Удивительно светлый, тактичный и добрый педагог

Несомненно, одним из любимых предметов для нас была психология. Её вела Валентина Афанасьевна Попутникова. Валентина Афанасьевна удивительно светлый, тактичный и добрый педагог. На её уроках было спокойно и уютно. Она понимала нас и верила в нас. Очень интересно и доходчиво она излагала любую из тем. Больше всего запомнились уроки, на которых изучали темперамент человека - его виды, суть и характеристики.


Юмор работе не помеха

Нашими учителями физкультуры были: на 1 –м курсе Владимир Васильевич Панфилов, на 2-м и 3-м - Анатолий Романович Белопильский, на 4-м - Владимир Николаевич Михеев. Они были разными по характеру, но их объединяли такие качества, как собранность, организованность, чувство такта и справедливости. Обладая тонким юмором, педагоги сумели убедить нас в том, что старые лыжи скользят не хуже, чем новые, их скорость не зависит от возраста. Особенно запоминающимися стали уроки, проходившие в парке у реки, где мы участвовали в эстафетах и на стадионе, где учились технике толкания ядра и метанию спортивных гранат на дальность.


Их творчество безгранично

Интересно проходили уроки труда у Валентина Дмитриевича Шевелёва и Зои Дмитриевны Турандиной. Энтузиасты и профессионалы своего дела, они умели увлечь нас различными видами творческой деятельности. Особенно нам нравились уроки по декоративно прикладному искусству. Постигая его методику, мы очень много практиковались: с увлечением выжигали различные рисунки на дереве, выпиливали изящные орнаменты лобзиком, делали муляжи предметов из папье-маше, занимались мозаикой, витражной росписью.


Его уроков яркие мгновения

С большим желанием мы посещали уроки рисования и дополнительные занятия в изостудии у Геннадия Александровича Кулишова. Геннадий Александрович был разносторонним человеком, талантливым учителем и художником. Мы любили его уроки. Особенно запомнились занятия вне стен учебного заведения. Он учил зорче всматриваться в окружающий мир. Следуя методическим советам учителя, мы писали картины с видами городских храмов, пейзажей, построек, портретов. Лучшие наши работы отбирались на тематические выставки, проходившие в стенах родного училища.

Она дарила нам веру в собственные силы

Методику рисования вела Нелли Сергеевна Антуфьева. Умная, талантливая, она интересно и доходчиво объясняла материал. Она видела все наши плюсы и минусы, и всегда была справедлива в оценках работ. Запомнились её слова о том, что технику рисования может постичь каждый человек - этому надо учиться. Талант – это дар, который надо развивать. Нелли Сергеевна говорила, что без талантливых людей нет. Поддерживая добрым советом, она дарила нам веру в собственные силы.


Любовь как эстафета

Тамара Николаевна Кулишова и Елена Николаевна Панаева учили немецкому языку. Обаятельные, добрые, любящие свой предмет, они и нас влюбили в него. Благодаря любви, опыту и знаниям педагогов мы хорошо овладели разговорной и письменной речью иностранного языка, грамотно делали переводы, а некоторые выученные наизусть стихи на немецком языке помним до сих пор.


Рядом с ней уютно и комфортно

У Галины Фёдоровны Шевелёвой на уроках выразительного чтения мы учились анализу детских произведений. Её уроки были необыкновенными. Всегда на позитиве, жизнерадостная, с правильной речью и красивым тембром голоса, с любовью к нам и своему предмету она дарила не только знания, но и хорошее настроение. С ней всегда было тепло, светло и уютно - как при солнышке, возле которого хорошо думалось и запоминалось.


Их неповторимый почерк

Методику чистописания преподавала Брунгильда Павловна Овчинникова. Её замещала Галина Алексеевна Владыкина. Педагоги были разными по характеру, но одинаково нами любимые. Благодаря их богатому опыту, умению увлечь делом, мы легко усвоили методику безотрывного письма. Их уроки никогда не были скучными.


Необыкновенный учитель и наставник

Уроки педагогики, преподаваемые Риммой Александровной Максимчук, были своеобразными и неповторимыми. Много сил она отдавала теоретической и практической работе пионерского движения. Римма Александровна была необыкновенным наставником. Она любила своё дело и не жалела личного времени для нас. Под её руководством мы готовили кукольные представления для учащихся школ, помогали работникам детского сада строить снежные горки для их воспитанников, проводили развлекательные встречи с детьми, готовили тематические беседы и наглядные пособия к урокам и внеклассным мероприятиям. Она была инициатором и организатором танцевального кружка для нас.


Любимый учитель и директор училища

Николай Андреевич Мартюшов - наш учитель физики и астрономии, директор педучилища. Он был объективен и справедлив в любых ситуациях. Грамотно и доходчиво объяснял материал даже для тех, кто не силён был в этих точных науках. Для нас, коношаночек, приятной была новость о том, что он - наш земляк. Мы уважали его за деловые и профессиональные качества.
Мы уважали его за понимание


На первом курсе уроки физики и технических средств обучения вёл Владимир Иванович Тормосов. Нам нравились его занятия, особенно фотодело и технология кино. Владимир Иванович всегда относился к нам с пониманием и уважениям, и был доброжелателен к каждому. Мы это ценили.


Она учила ценить время

Галина Николаевна Суворова преподавала математику и теорию математики. Очень строгая, но справедливая, она учила ценить каждую минуту на уроке и успевать делать всё по максимуму. Даже, когда шли с шефской помощью совхозу, она, не изменяла своим математическим принципам: учила нас рациональным приёмам труда.


Творчество её уроков

Временно на нашей группе теорию математики вела Лидия Николаевна Баракина. Она доходчиво, понятно объясняла материал. На её уроках всегда царила деловая атмосфера, и было необыкновенно уютно.


Сила её мастерства

Маргарита Александровна Дружинина вела методику математики. Умная, последовательная, добрая, знающая в совершенстве свой предмет, она сумела дать нам крепкие знания.


Незабываемые уроки пения

Никогда не забудутся уроки пения у Розы Яковлевны Коломай. Много сил и личного времени она уделяла хоровому пению. На сценах училища и города не раз звучали в нашем исполнении полюбившиеся песни: «Славица», «Полонез Огинского», «Эх, дороги», «Девичья». Роза Яковлевна развивала не только наши певческие навыки, но и дирижёрское мастерство.


Её уроки были прекрасны!

Уроки музыки вела Маргарита Степановна Лягачева. Она учила нас игре на баяне и чтению по нотам. Её уроки были прекрасны! Маргарита Степановна прививала вкус к детской песне и классической музыке. В конце года в педучилище проходили творческие отчёты, в репертуар которых включались мелодии полюбившихся вальсов, песен и марша. Студентами нашей группы исполнялись такие классические произведения, как «Амурские волны», «Вальс на сопках Маньчжурии», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Полюшко – поле» и др. На отчётных концерта, помимо классической музыки, звучало много мелодий к детским песням из школьной программы.


«Три кита» в музыке

Методику пения преподавал Сергей Сергеевич Рягузов. Его уроки были яркими и запоминающимися.
Впервые от него мы узнали о «трёх китах» музыки и о книге Д.Д. Кабалевского, где композитор их описывает. Мы хорошо усвоили, что песня, танец и марш есть фундамент, который держит на своих плечах огромный мир музыки.


« …большое видится на расстоянии…»

Спустя годы, вспоминая своих учителей и всё, что они сделали для нас, невольно приходят есенинские строки: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Сегодня эти строки звучат и воспринимаются больше, чем слова.
Низкий поклон нашим добрым, честным, щедрым, мудрым преподавателям! От чистого сердца с любовью хочется сказать: «Спасибо, дорогие педагоги, за ваше терпение и человеческое понимание, за душевное тепло и знания, которые вы щедро дарили нам. Спасибо, что не жалели сил, времени и любви для каждого из нас. Шагая по выбранной стезе учителя, мы старались быть похожими на вас. Мы никогда не забудем ваши уроки. Мы любим, ценим и помним вас!»


Выпускники 1977 года, 4 «В» курс.
Классный руководитель Антипина Нина Васильевна (29. 10. 1937 года рождения)



  1. 1. Амосова (Афанасова) Наталья Николаевна. (г. Вельск).
    2. Амосова (Кочнева, Суслова) Татьяна Николаевна. (Ставропольский край)
    3. Артюгина (Мокрецова) Нина Михайловна. (Коношский район, п. Красивое).
    4. Бахматова (Пантелеева) Лидия Николаевна. (Емецк).
    5. Верещагина Ольга Георгиевна. (Похоронена в с. Боброво)
    6. Дорофеева (Киевская) Елена Ивановна.( Устьянский район, п. Октябрьский).
    7. Ильина (Неронова) Надежда Александровна. (Вилегодский район, п/о Павловское).
    8. Ильина (Агапова) Татьяна Васильевна. (Похоронена в г. Северодвинске)
    9. Кирьянова (Баева) Тамара Андреевна. (п. Ильинск).
    10. Кишкина (Захарова) Надежда Викторовна. (п. Коноша).
    11. Кренёва (Глазова) Елена Августовна. (Онежский район, п. Вонгуда).
    12. Копосова (Сабурова) Татьяна Михайловна. (п. Коноша).
    13. Лёгких (Копытова) Любовь Аркадьевна. (Приморский район, п. Уйма).
    14. Лохова (Кузнецова) Екатерина Глебовна. (п. Плесецк).
    15. Митькина (Фомина) Полина Феодосьевна. (Мезенский район, п. Каменка).
    16. Ножнина (Шишкина) Галина Владимировна. (п. Савинск).
    17. Панова (Суетина) Галина Александровна. (Красноборский район, п/о Фроловское.)
    18. Просвирнина (Копейкина) Надежда Вениаминовна. (Коношский район, д. Папинская).
    19. Самоничева (Петрова) Алефтина Александровна. (г. Архангельск).
    20. Собашникова (Елезова) Александра Васильевна. (г. Руза Московской области).
    21. Спицына (Косолапова) Светлана Ивановна. (Плесецкий район, п/о Вознесенкое).
    22. Строкова (Шалегина) Светлана Фёдоровна. (г. Сланцы).
    23. Суслова (Ершова) Светлана Анатольевна. (Каргопольский район, п/о Шелоховское).
    24. Сухарева (Прыгина) Анна Степановна. (п. Коноша).
    25. Тадайчук (Тюкачева) Галина Иосифовна. (г. Волгодонск, Ростовская область).
    26. Фролова (Лапичева, Чуева) Надежда Петровна. (похоронена в г. Каргополь).
    27. Тонких (Шевелёва) Лидия Александровна. ((г. Каргополь).
    28. Шушарина (Смирнова) Вера Васильевна. (Устьянский район, п. Кизема).
    29. Задорина (Попова) Татьяна Михайловна. ((г. Каргополь)


Студенческая жизнь отзвенела, и мы разъехались по разным уголкам своей области, а кто-то и за пределы её. Но сколько бы лет ни прошло, куда бы нас ни занесла судьба, мы сумели сберечь светлые чувства о студенческих годах, протекающих в городе Каргополе. Мы сохранили нашу дружбу, любовь к выбранной профессии, уважение и благодарность к своим педагогам. Студенческие годы – это наше прошлое. В нём нас уже нет, но сегодня оно, как никогда, видится нам особенным и прекрасным.



Городу нашей юности

Ты, Каргополь, - любимый город
С неповторимой красотой
Ансамблей каменных соборов,
Провинциальной тишиной.

Ты - город русских мастеров,
Создавших славные святыни,
Живую летопись веков,
Эпох бесценные картины.

С тобой нас подружили годы
Далёких, славных юных дней:
Мы шли студенческой дорогой
В сиянии твоих огней.

Нас времени несла волна,
И постигали мы науки,
Здесь жизнь звенела, как струна,
Даря богатство красок, звуков.

Всё было: творческие взлёты,
Кружки, экскурсии для нас,
И стройотряды, и турслёты,
И выпускной – прощальный вальс…

Сквозь годы вновь идём к тебе,
И говорим с любовью: «Здравствуй!
Ты был и есть в нашей судьбе,
Как город юности прекрасной».


Подготовила Прыгина (Сухарева) Анна.
п. Коноша. 2020 год.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Joomla templates by a4joomla