СЛАВНЫЙ ПУТЬ ДЛИНОЮ В ВЕК

К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КАРГОПОЛЬСКОГО ПЕДКОЛЛЕДЖА

   Празднование 100-летия Каргопольского педагогического колледжа, встречи с бывшими коллегами по работе, память о сослуживцах, которых уже нет с нами, пробуждают потребность оглянуться назад, осмыслить пройденную вместе с юбиляром часть его большого пути.

   Педучилище вошло в мою жизнь еще в детстве вместе с рассказами двух моих старших сестер и брата, в то время его студентов. Хорошо запомнились уроки и игры учащихся педучилища, проходивших преддипломную практику в Волковской начальной школе, где я учился. В первый же год моей педагогической работы в школе № 3 я получил замечательный подарок от Р.А. Максимчук: в мой 4«б» класс были направлены студентки, которые в течение учебного года на очень хорошем уровне провели целый ряд воспитательных мероприятий под руководством профессионального педагога. Через год ко мне уже как организатору внеклассной и внешкольной работы школы вновь пришли на педагогическую практику учащиеся педучилища. Среди них была Галя Ясман, секретарь комсомольской организации. Подготовленный практикантами КВН имел большой успех в школе.

 

  Назначение на должность директора педучилища было для меня, молодого в то время человека (мне был 31 год), неожиданностью, огромной ответственностью и серьезным испытанием на прочность. Но доброжелательный прием коллектива вселил в меня уверенность. После утверждения моей кандидатуры на бюро райкома и обкома КПСС, собеседований в Министерстве просвещения РСФСР приказом министра в августе 1980 года я был назначен директором Каргопольского педучилища.

  Задачей номер один стали заботы о завершении стройки века - нового учебного корпуса. И вот долгожданное событие свершилось - 11 сентября 1981 года новое здание распахнуло свои двери. Новый учебный корпус стал самым крупным зданием в городе: на его возведении работал коллектив ПМК-118, строители из Архангельска, студенческие стройотряды, трудились на субботниках преподаватели и учащиеся, приближая долгожданное новоселье. Великое переселение из старого здания в новый учебный корпус напоминало хорошо организованный муравейник: в течение дня солдатами воинской части была завезена мебель, учащиеся вместе с преподавателями перенесли в новые кабинеты оборудование, пособия, библиотечный фонд.

  Территорию, прилегающую к зданию, подготовили для озеленения -было завезено более десяти тракторных тележек компоста из совхоза «Каргопольский». Каждый в этот день испытал небывалую радость коллективного труда на благо родного училища!

  Но предстояла еще очень большая работа по дооснащению кабинетов мебелью, оборудованием, оформлению здания - ведь комплектовался учебный корпус как типовая школа на 624 места, а его необходимо было обустроить под педагогическое училище. Главное внимание коллектива было сосредоточено на оборудовании и оформлении учебных кабинетов и лаборантских, создании учебно-методических комплексов. Решению этой задачи способствовали смотры учебных кабинетов, проходившие два раза в год.

  Возможности нового здания позволяли расширить и обогатить образовательное пространство училища: были оборудованы радиоузел и фотолаборатория, лингафонный кабинет и компьютерный класс, при библиотеке открыт большой читальный зал. В подвальном помещении силами преподавателей и учащихся был построен стрелковый тир. Появился гимнастический городок, лыжная база укомплектована качественным лыжным инвентарем и туристским снаряжением. Это создало условия для развития туризма в училище и помогло нашим лыжникам достичь фантастических результатов на областных и республиканских соревнованиях.

  Училище при переходе в новое учебное здание спланировало передачу освободившегося старого здания базовой начальной школе, ютившейся в небольшом одноэтажном доме на улице Ленина. Но местные органы власти не хотели отдавать его педучилищу. Не помогли и мои многочисленные ходатайства в облуно. Тогда пришлось обратиться к начальнику отдела педучилищ . Министерства просвещения РСФСР В.И. Ерхову, который предложил направить ходатайство в министерство, что и было сделано. Вскоре вопрос разрешился. Платой за мою инициативу была гневная отповедь заведующего облуно.

  Особенностью Каргопольского педучилища было наличие большой и сложной материальной базы, включавшей в себя девять зданий. Все они нуждались в текущем капитальном ремонте, повышении уровня благоустройства. Благоустроенным было только новое общежитие № 6, остальные не имели водопровода и канализации. Мною в первый же год работы была заказана документация на капитальный ремонт общежитий №№ 4 и 5. Ее наличие позволило поэтапно капитально отремонтировать здания, провести водопровод.

  В эти же годы была заменена кровля на всех зданиях, отремонтирован дом для преподавателей. Обеспечение жильем учителей педучилища всегда было сложной проблемой, потому приняли решение по капитальному ремонту и переоборудованию под квартиры для преподавателей общежития № 1. Следующим шагом было строительство двухквартирного жилого дома. И, наконец, мною была подготовлена проектная документация на строительство восьми-квартирного жилого дома. После моего избрания в 1990 году председателем городского совета депутатов трудящихся работу по организации строительства дома осуществил НА Мартюшов. Этот дом стал последним советским домом в Каргополе, построенным на средства, выделенные городу на капитальное строительство.

  В начале 80-х годов был создан методический кабинет. Для того чтобы опыт мастеров педагогического труда стал достоянием всего коллектива, было положено начало традиции заслушивать творческие отчеты учителей. Это были не просто отчеты, а форма поощрения педагога, публичное признание его профессиональных заслуг. Состоялись творческие отчеты В.М. Карпуни-ной, Н.Н. Проничевой, P.M. Федотовой, Л.В. Уп-руговой, Н.С. Антуфье-вой, С.В. Финогеевой.

  С 1980 по 1990 год в училище на работу поступило около 40 преподавателей. Проблема у вновь прибывших педагогов в освоении методических дисциплин была очень актуальной. Эффективной формой ее решения стало наставничество опытных преподавателей над новичками. Так Г.А. Владыкина, окончившая в свое время педучилище, имевшая солидный опыт работы в школе, приступив к работе в училище, снова превратилась в добросовестную ученицу. Она вспоминала, как много дало ей посещение уроков Д. М. Рогинской, имевшей непререкаемый авторитет. Приступившая к работе в 1984 году преподавателем русского языка и литературы О.Б. Рябова повторила опыт Галины Алексеевны, что позволило ей максимально сократить путь к профессиональной зрелости. По этому пути шли и другие преподаватели методических дисциплин.

  В 70-80-е годы государство уделяло большое внимание вопросам подготовки педагогических кадров. Отделом педучилищ Министерства просвещения РСФСР была разработана система повышения квалификации преподавателей и руководящих кадров училищ, проводилась большая работа по обобщению и распространению их опыта. Каргопольское педучилище не раз становилось победителем соревнований. В 1982 году по итогам соревнований оно было награждено грамотой Министерства просвещения РСФСР.

  В 1990 году на базе Каргопольского педучилища прошел семинар заместителей директоров по учебной работе педучилищ Северо-Западной зоны по теме «Система методической работы в педучилище», с докладом на котором выступила В. А. Попутникова. Участники семинара дали высокую оценку работе коллектива, обратили внимание на хорошую материальную базу, современный уровень работы училища.

  В марте 1982 года, в год 70-летия учебного заведения, был открыт музей истории Каргопольского педучилища. Огромную работу по сбору и систематизации материалов о его преподавателях и выпускниках осуществила Н.Н. Проничева. Музей органично вошел в содержание учебно-воспитательного процесса училища.

  Училище всегда было не просто учебным заведением, а социокультурным центром города. Его благотворное, позитивное влияние на жизнь города и района ощущалось всегда! Учащиеся педучилища никогда не гнушались физического труда. Это был ежегодный труд на уборке урожая в совхозах района не только в будни, но часто и в выходные дни. В летнее время в состав студенческих отрядов учащиеся занимались ремонтом общежитий. Весной 1983 года под руководством К.И. Родькиной и ЗА Фоминой провели озеленение территории вокруг нового учебного корпуса. Было высажено множество деревьев и декоративных кустарников в скверах.

  А разве можно сосчитать количество концертов, с которыми учащиеся и преподаватели выступили перед населением района (причем им были подвластны все жанры эстрады)? А сколько пионерских и комсомольских акций, добрых дел организовала комсомольская организация педучилища! В 70-е годы в Каргопольском профтехучилище возникли серьезные проблемы с успеваемостью и поведением учащихся. Райком ВЛКСМ поручает комсомольцам педучилища взять шефство над проблемными учащимися.

  Проходит несколько десятилетий, и уже в наши дни происходят события, напоминающие королевство кривых зеркал. Разговоры об объединении педколледжа и профлицея ведутся не первый год, но накануне большого юбилея училища становится известным конкретный замысел объединения - создать из двух самостоятельных учебных заведений Каргопольский индустриально-педагогический колледж. Не укладывается в голове, как можно из двух разных по профилю (гуманитарный и технический) и по статусу (среднее профессиональное и начально-профессиональное) сделать единое учебное заведение. Это все равно что запрячь в одну упряжку коня и трепетную лань.

  Очевидно, что попадание педагогического колледжа в индустриально-педагогический колледж означает перевод его в систему профтехобразования. Возникают вопросы: для чего необходимо объединение? Почему педколледж должен потерять свое название и статус? Ведь средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением математики, присоединив детские сады, не меняет своего названия.

А. Кабринский, директор Каргопольского

педучилища в 1980-1990-х годах.

На снимке: на открытии учебного здания педколледжа.

Фото из архива автора

 


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Joomla templates by a4joomla